Драгоценные камни окружены сказками, легендами, поверьями. Самый знаменитый из них алмаз. Он, в представлении суеверных, предотвращает от болезней желудка, помогает при тяжелых родах, делает носящих его угодными царю, служит эмблемой чистоты и невинности, а измельченный в тончайший порошок и всыпанный в «султанский кофе» отправляет неугодного восточному деспоту человека на тот свет. В лапидарии XVI века сказано: «Человек вынужден носить алмаз с левой стороны, так как в этом случае камень оказывает большое действие. Алмаз придает тому, кто его носит твердость и мужество, сохраняет члены его тела. Он дает человеку победу над недругами, если дело его правое. Алмаз придает и сохраняет ясность ума, предохраняет от разгула, печали и колдовства, от фантазий и злых духов. Если какой-нибудь колдун захочет околдовать того, кто имеет при себе алмаз, то все горе и несчастья обратятся на него самого. Никакой лесной зверь не осмелится напасть на ту личность, которая носит на себе алмаз. Алмаз делает человека более трудолюбимым, вылечивает его от многих болезней. Алмаз должен быть приобритен свободно, без принуждения и агрессии, тогда он имеет наибольшую силу. Однако часто случается, что редкий алмаз теряет силу из-за греховности и невоздержанности человека, который носит его».
Суеверное отношение к самоцветам и камням в древности поддерживалось не только в религиозных культах, но в трактатах по минералогии и медицине. Считали, что аметист предохраняет от пъянства, а если на нем вырезать изображение луны или солнца и носить его на шее, в волосах или с перьями ласточки, то он спасет от отравления. Рекомендовали носить гелиотроп (разновидность кварца) вместе с цветком того же названия. В любой момент при произнесении некоторых заклинаний человек мог стать невидимым. Источником таких сведений о камнях были лапидарии, восходившие к Древнему Востоку. В них было указано не только на силу и свойство каждого камня, но и какие следует вырезать на них изображения, чтобы усилить их влияние. Предусмотрено все: от политических переворотов до зубной боли. Есгь описание камней, которые лают по-собачьи при приближении вора, или камня, при помощи которого можно отличить верную жену от неверной. Плиний Старший рассказывает о египетской царице Клеопатре, которая, чтобы поразить римского триумвира Антония своим богатством и щедростью, растворила в бокале с вином огромную грушевидную жемчужину своих знаменитых сережек и выпила содержимое за здоровье почетного гостя.
В средние века многие авторы в своих трактатах писали, что драгоценные камни наделены сверхъестественными силами, жизнью и, как и человек, подвергаются недомоганиям, стареют и умирают, а потеря цвета некоторыми камнями объяснялась тем, что они «оскорбляются обидой, нанесенной им, вследствие этого бледнеют и теряют гладкость». Это сказано в поэме, обращенной к Маргарите Валуа (из королевской династии зо Франции). А «болезнь» жемчуга на протяжении многих столетий была предметом широкого обсуждения. В чудесной силе камня не было сомнений. Еще бы! Ведь многие выдумки, пересказы подкреплялись доводами, считавшимися безусловными. Вот пример: изумруд. По рассказам (и это даже отмечено в поэзии Абу Саида аль-Ганими), змея, натыкающаяся на изумруд, извивается от страха потерять глаза и зрение. Аль-Бируни проверял это множеством опытов, которые не дали никаких результатов. В середине XVII века Фома Никольс в «Правомерном гранильщике» писал о господствовавших в Англии в то время взглядах на влияние драгоценных камней на человека, носившего их при себе. Они якобы превращали его в невидимку.